Корзина пуста

Аналой - специальный столик с наклоненной крышкой. На него кладут иконы и другие священные предметы, используют для чтения богослужебных книг и в других богослужебных целях.

Слово «аналой» происходит от греческого слова, означающего «подставка для книг и икон».

Аналой стоит посреди каждого храма перед иконостасом. На нем обычно лежит Праздничная икона, или икона, соответствующая посвящению храма (придела храма).

Во время исповеди на аналое лежит Евангелие и Крест.

Возду́х – большой плат, которым накрывают во время Проскомидии сосуды (дискос и потир) вместе поверх покровцов.

Слово «возду́х» происходит от греческих слов, означающих «облако», «завеса», «возношение». В средневековом православном богослужении как в Византии, так и на Руси использовались возду́хи двух типов – «большие» и «малые». Традиция изготовления больших возду́хов пришла из Византии и сохранялась до XVII века. Одним из самых крупных примеров средневекового русского возду́ха является  «Спас Нерукотворный с предстоящими» 1389 года, хранящийся в Государственном историческом музее. Его размер составляет больше двух метров в длину, и больше метра в ширину! Размер современного возду́ха может варьироваться, но не сильно, оставаясь около 50 сантиметров в ширину и метра в длину. 

На Божественной Литургии воздух используется несколько раз.

  1. В конце Проскомидии священник кадит возду́х и полагает его на накрытые покровцами потир и дискос.
  2. Во время Великого Входа возду́х полагается диакону или священнику на плечо.
  3. После Великого Входа, когда дискос и потир уже поставлены на престол, малые покровцы снимаются и священные сосуды покрываются возду́хом.
  4. Во время пения Символа веры священник в алтаре приподнимает возду́х над священными сосудами и совершает маховые движения, то поднимая, то опуская воздух, символизируя схождение Святаго Духа на предлежащие Дары

При рукоположении иерея голова и лицо ставленника покрывается возду́хом.

Антиминс – прямоугольный плат со вшитой в него частицей мощей святого. На Антиминсе изображен умерший для Спасения мира Христос и написано благословение правящего епископа на совершение Литургии. Без Антиминса совершение Литургии не полагается.

Слово «антиминс» означает «вместо Престола». Древние христиане во время гонений, собирались для совершения Литургии в пещерах, на гробах мучеников. Мученики своей жизнью и смертью подтвердили, что Христос Воскрес. Присутствие святых во время Литургии крайне важно и сейчас, поэтому в антиминсе зашита частица мощей святого. С течением времени появилась практика совершения Литургии не только в храме – во время Миссии Церкви, во время военных походов и так далее. Поэтому возникла необходимость «переносного» Престола, и появились антиминсы. Теперь это своего рода храмовый документ: на нем написано, когда, для какого храма преподан и в чье патриаршество, кто, какой епископ благословил священника служить в указанном храме. На нем даты и подписи. К антиминсу не прикасаются миряне, только священнослужители. Антиминс хранят очень бережно: обычно он лежит под напрестольным Евангелием. По традиции православной Церкви на одном антиминсе может совершаться только одна Литургия в день.

Дискос – тарелка на ножке. Дискос – один из главных предметов для совершения Литургии. На дискос священник кладет специально приготовленный хлеб, который во время Литургии пресуществляется в Тело Христово.

Слово «дискос» происходит от греческого «блюдо», «тарелка». В духовном смысле знаменует и ясли, в которые был положен младенец Христос, и пещерный гроб, в который было положено Его тело. Коме того дискос вместе с частицами, вынутыми на проскомидии из просфор, символизирует Церковь.