- Категория: Предметы
Паникадило – несколько искаженное греческое слово «поликандило», что означает «многосветильник» - центральная люстра храма. В больших соборах можно увидеть паникадило огромных размеров.
На протяжении столетий храмы освещали паникадила, в которых горели свечи и масляные лампады. В наши дни подавляющее большинство храмов освещается электричеством.
При этом паникадила сохранили свою традиционную форму. Как правило, они напоминают торжественную многоярусную люстру конической формы. В некоторых храмах Греции и других стран существует примечательный обычай, во время богослужения, вращать хорос (большой обруч, на котором закреплены светильники). В частности, так делают на Святой горе Афон. По-видимому, это символизирует движение светил на небосводе, а также движение ангельских сил в Небесном Царствии.
- Категория: Предметы
Подсвечник – красиво украшенная подставка для множества свечей в храме.
Физический свет в христианском храме является метафорой Света Божественного – благодати Господней, а также Слова Божия, которое просвещает умы и сердца людей.
В наиболее торжественные моменты богослужения в храме зажигают все светильники – в знак того, что Небесное Царствие – это область света, где нет никакой тьмы.
В богослужении свет упоминается не однажды. На вечерне мы слышим песнопение, которое начинается словами: «Свете Тихий святыя славы Бессмертного Отца Небесного». Эти слова о Христе, который есть «Утешающий Свет». В конце Всенощного бдения в храмах звучит возглас священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Здесь речь идет о свете нового дня, дарованного нам Богом. Данный возглас появился в древности, когда всенощная служба, как и следует из ее названия, завершалась с рассветом.
- Категория: Предметы
Потир – чаша – сосуд для совершения Литургии. В потир во время проскомидии священник наливает вино, которое в ходе Литургии пресуществляется в Кровь Христову.
Потир – греческое слово, обозначает «чаша». Потир напоминает о той чаше, в которой во время Тайной Вечери Спаситель подал ученикам вино со словами: «Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:27,28).
В последние несколько столетий в России употребляются литургические чаши строго определенных очертаний: изготовленные в виде округлого кубка, соединенного достаточно тонкой и высокой ножкой со столь же округлым основанием. Как правило, на потире бывает изображен дѐисис: Спаситель, а по сторонам от Него – Богоматерь и Иоанн Предтеча. На оборотной стороне – восьмиконечный крест. Но могут встречаться и другие изображения, например, четырех Евангелистов. По внешнему краю чаши обычно располагается надпись: «Тело Христово примите, Источника бессмертного вкусите». Потир - святыня, поэтому брать его в руки имеют право только священнослужители.
- Категория: Предметы
Покровцы – платы плотной, красивой ткани в форме креста. Ими накрывают дискос и чашу, предохраняя хлеб и вино от попадания насекомых и любой нечистоты.
Как и возду̀х, покровцы используются на Литургии и прикрывают Дары, а отличить покровцы можно по форме - они в виде креста, а воздух - прямоугольный.
- Категория: Предметы
Престол – главный священный стол в храме, который находится в центре алтаря. Само слово престол, означает не стол, а трон. Подразумевается, что это трон, на котором невидимо восседает Христос Спаситель. На этом столе (или троне) совершается таинство Евхаристии.
Престол представляет собой квадратный стол. Высота его по традиции составляет 1 метр. Под столешницей престола находится ковчег для частицы святых мученических мощей. Эту частицу в обязательном порядке помещают в престол при его великом освящении, которое совершает епископ. Данная традиция коренится в глубокой древности: первые христиане совершали Литургию над мощами пострадавших за веру собратьев. Также она напоминает о свидетельстве Апокалипсиса, где упоминается, что под Жертвенником Божиим в Царствии Небесном пребывают души убиенных за Христа.
Касаться престола имеют права только священнослужители (архиереи, священники и диаконы). Даже церковнослужителям – алтарникам (пономарям, чтецам, иподиаконам), то есть людям, прислуживающим в алтаре, но не прошедшим Таинства рукоположения, прикосновение к престолу запрещено.