Корзина пуста

Икона – изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых или какого-то события Священной истории. Изготовленную икону, как и другие священные предметы, освящают в Церкви.

Слово «икона», от греческого «εἰκὼν» (эйкон) — образ, святые отцы относили, прежде всего, к изображениям Спасителя. Так называет Христа и апостол Павел: «Он (Христос) есть образ (εἰκὼν) Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1:15). И это выражает самую суть веры: Бог Слово, в таинственном акте Боговоплощения соединяется с человеческой плотью, Невидимый и Неприступный становится видимым и доступным для человека. Тайна Боговоплощения — сердцевина христианского откровения — и есть основание для изображения Иисуса Христа, как, впрочем, и всего иконописания.

Церковное Предание говорит о первой иконе Спасителя – нерукотворном Его образе, и о Евангелисте Луке, который написал первую икону Богородицы. После гонений, когда только началось строительство храмов, их украшали мозаиками, фресками и иконами. При этом изображениям отводится не только декоративная роль; святые отцы в изображениях ценили, прежде всего, эффективный способ научения вере. Св. Василий Великий пишет: «молчаливая живопись то же, что и слово Евангелия для слуха». Но не всякое изображение на религиозную тему может считаться иконой, а только то, что соответствует догматам Церкви. Для этого был выработан особый язык, который мы называем иконописным каноном.

Икона показывает мир божественный. В старину крестьяне называли икону «віконою», сравнивая ее с «вікном» — окном. И это очень меткое сравнение. Икона — это действительно окно, которое позволяет человеку увидеть, словно из окна, мир небесный. Говоря иначе, икона — это мостик, который соединяет Небо и землю.

«Икона — это воплощенная молитва, — говорит архим. Зинон. — Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему, как к совершенной Красоте».