Корзина пуста

Евангелие богослужебное – красиво оформленная книга, в которой собраны четыре изложения благой вести об Иисусе Христе (От Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна). Евангелие богослужебное читается вслух во время богослужения диаконом или священником.

Богослужебное Евангелие немного отличается от обычного. Например, текст в нем разбит на «зачала» - фрагменты, которые читаются на службе. Это сделано для удобства, чтобы священнослужитель сразу видел, где начало нужного отрывка, а где конец. Кроме того, в книге приведены некоторые пояснения о том, какой фрагмент читать на определенных службах. Сама книга массивнее, крупнее тех изданий, что предназначены для домашнего чтения. По традиции Богослужебное Евангелие имеет красиво украшенную, с металлическими накладками, обложку. На этой обложке – священные изображения. Еще одним проявлением почтения к этой книге является закладка. Она всегда имеет внушительный размер, а когда Евангелие лежит на престоле, закладка спускается вниз, составляя часть церковного благоукрашения.

Елей – освященное масло. Еще во времена Ветхого Завета елеем помазывали священника или царя – в знак того, что власть даруется Богом. Сегодня елеем помазывают в таинстве Крещения, Елеосвящения (Соборования) и на других службах. Не путать с Миром, используемым только в таинстве Миропомазания.

Слово «елей» происходит от греческого слова «масло». Еще в Ветхом Завете мы встречаем, что елей использовался в ритуальном помазании пророка (Ис.61:1), священника (Лев.8:30) или царя (1Цар.10:1)

В Библии дано строгое указание на состав елея, а лишение народа елея в Ветхом Завете упоминается в качестве наказания, в то время как обильное его изливание всегда было символом благополучия.

Сейчас елей используется в Церкви в разных случаях:

  1. Во время Крещения им мажут в знак принадлежности к народу Нового Завета, рождению во Христе.
  2. В таинстве Елеосвящения (соборования) многократно помазывают больного «во исцеление души и тела».
  3. На праздничной утрене им помазывают в качестве благословения.
  4. Его используют в обрядах освящения и благословения

И во многих других случаях

Звездица – складная крестообразная металлическая конструкция, которая предохраняет Агнца от соприкосновения с покровцом. При установке ее на дискос во время проскомидии священник произносит слова воспоминания о Рождестве Христовом: «И пришедши звезда, и ста верху, идеже бе Отроча» (Придя, звезда встала там, где был Младенец)

Звездица представляет собой конструкцию из двух дуг, подвижно соединенных посередине винтиком так, что она может крестообразно раскрываться и складываться. Звездица может быть красиво украшена: эмалью, литыми накладками, камнями, гравировкой. Обычно на звездице делают украшения в виде орнамента, но встречаются и звездицы с иконами.

Согласно Церковному Преданию, звездицу ввел в богослужебный обиход святитель Иоанн Златоуст – составитель наиболее часто употребляемого чина Божественной Литургии.

Жертвенник – стол в алтаре православного храма, на котором совершают проскомидию,[1] приготавливая вино и просфоры для участия в Божественной Литургии.

Самый первый жертвенник сделал Ной, когда он с семьей вышел из ковчега. Это один из самых древних предметов для богослужения. В скинии, потом в Иерусалимском храме обязательно был жертвенник размеров, установленных самим Богом: «И сделай жертвенник из дерева ситтим длиною пяти локтей и шириною пяти локтей, так чтобы он был четырехугольный, и вышиною трех локтей» (Исх.27:1)

В православном храме жертвенник обычно располагается в алтарной части храма, слева от престола, у северо-восточной стены. Во время Литургии жертвенник символизирует собой Голгофу – гору, на которой принес Себя в жертву за грехи человечества Господь Иисус Христос. Поскольку именно на жертвеннике совершается проскомидия, он также мистически являет собой вифлеемские ясли – место Рождества Христова.  Когда на жертвеннике находятся Святые Дары, он становится подобием Небесного престола.  Важно помнить о главном отличии христианского жертвенника: в Ветхом завете люди приносили Богу кровавые жертвы – животных и птиц, а в Новозаветном храме совершается Бескровная Жертва, в которой Господь отдает Себя людям. Наконец, можно вспомнить апокалиптическое видение апостола Иоанна Богослова: золотой жертвенник перед престолом Агнца (Христа). На этот жертвенник в виде фимиама (ладана) возлагаются молитвы святых, а под жертвенником пребывают души людей, которые принесли себя в жертву Богу, отдав жизнь за веру.

 

[1] Проскомидия – краткая служба, совершаемая до начала Божественной Литургии; в переводе с греческого – «принесение, подношение».

Икона – изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых или какого-то события Священной истории. Изготовленную икону, как и другие священные предметы, освящают в Церкви.

Слово «икона», от греческого «εἰκὼν» (эйкон) — образ, святые отцы относили, прежде всего, к изображениям Спасителя. Так называет Христа и апостол Павел: «Он (Христос) есть образ (εἰκὼν) Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1:15). И это выражает самую суть веры: Бог Слово, в таинственном акте Боговоплощения соединяется с человеческой плотью, Невидимый и Неприступный становится видимым и доступным для человека. Тайна Боговоплощения — сердцевина христианского откровения — и есть основание для изображения Иисуса Христа, как, впрочем, и всего иконописания.

Церковное Предание говорит о первой иконе Спасителя – нерукотворном Его образе, и о Евангелисте Луке, который написал первую икону Богородицы. После гонений, когда только началось строительство храмов, их украшали мозаиками, фресками и иконами. При этом изображениям отводится не только декоративная роль; святые отцы в изображениях ценили, прежде всего, эффективный способ научения вере. Св. Василий Великий пишет: «молчаливая живопись то же, что и слово Евангелия для слуха». Но не всякое изображение на религиозную тему может считаться иконой, а только то, что соответствует догматам Церкви. Для этого был выработан особый язык, который мы называем иконописным каноном.

Икона показывает мир божественный. В старину крестьяне называли икону «віконою», сравнивая ее с «вікном» — окном. И это очень меткое сравнение. Икона — это действительно окно, которое позволяет человеку увидеть, словно из окна, мир небесный. Говоря иначе, икона — это мостик, который соединяет Небо и землю.

«Икона — это воплощенная молитва, — говорит архим. Зинон. — Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему, как к совершенной Красоте».