Корзина пуста

Чтобы понять смысл христианского праздника Пасхи, нам необходимо совершить экскурс в Ветхий Завет и увидеть его связь с новозаветными событиями.

Ключевую роль в этой истории играют ветхозаветные патриархи Авраам, его сын Исаак и внук Иаков, получивший от Бога новое имя – Израиль. Их история описана в первой книге Библии – Бытии. Там мы узнаем, что некий человек Аврам, услышав призыв Бога, поверил Ему,

оставил свой дом и отправился в новые земли, которые ему пообещал Господь. Будучи бездетным до преклонного возраста, Аврам поверил Богу, что от него родится великое множество потомков.

Его имя – Аврам, что значит «благородный отец», Господь изменяет на Авраам, что значит «отец многих», а до этого заключает с ним завет (договор), обещая его потомкам во владение землю. Спустя некоторое время у Авраама и его жены Сары рождается единственный сын-наследник Исаак.

Когда Исаак подрос, Господь дал испытание Аврааму, приказав ему принести единственного сына в жертву. Вновь по своей вере Авраам идет исполнить приказ Бога, но в последний момент Господь отменяет его.

Это событие становится великим испытанием веры не только Авраама, но и его сына Исаака, которое становится прообразом жертвоприношения Христа.

Но для того, чтобы Господь не поразил первенцев сынов Израиля, евреи должны были заколоть однолетнего агнца (ягненка) и его кровью помазать косяки и перекладину дверей своего дома – как знак своей принадлежности божьему народу. Мясо же ягненка нужно было испечь и съесть в семейном кругу, готовясь к походу.

Именно это событие стало праздником пасхи или по-еврейски песаха, что означает «прошел мимо» (Ангел смерти) или «перешел» (из рабства в свободу).

Этот праздник пасхи, т.е. спасения от смерти и исхода народа Израиля из Египта, из дома рабства, отмечается в кругу семьи или общины еврейским народом ежегодно в течение семи дней.

В христианской традиции пасхальный агнец, чьей кровью мазали дверные косяки, становится прообразом самого Христа – как кровь агнца стала спасением для израильтян, а сам агнец им пищей, так Христос проливает Свою кровь на Кресте за жизнь всего мира, а Себя символически отдает в пищу человеку.

В самом конце книги Бытия мы узнаем историю потомков Авраама, его внука Иакова (Израиля) и его детей,  которые, спасаясь от великого голода, переселяются в Египет. Спустя несколько столетий место спасения становится для израильского народа тюрьмой, местом рабства у египетского фараона. Книга Исход повествует о тяжелом положении в Египте израильтян, которых использовали на самых тяжелых работах.

Несмотря на тяжелые условия, евреи создавали семьи, рожали детей. Фараон опасался, что евреев станет слишком много в стране. И поэтому он приказал повивальным бабкам убивать всех новорожденных мальчиков. Чудесно спасенному от смерти и взятому на воспитание дочерью фараона Моисею было суждено стать предводителем израильского народа, когда Бог решил вывести его (народ) на свободу. Именно через Моисея, великого пророка, Бог руководил народом Израиля, ведя его из Египта в землю обетованную.

Конечно, фараон не хотел отпускать рабов. Через Моисея и его брата Аарона Бог многократно посылал фараону знамения или знаки (они получили название «казни египетские»), каждый следующий раз все более значительные. Последним таким знамением было умерщвление Господом всех первенцев в Египте, от человека до скота, после чего потрясенный фараон отпустил израильский народ.

Когда народ Божий во главе с Моисеем покинул Египет, фараон все же решил преследовать его и вернуть назад.

Кульминацией этого преследования стал момент, когда обозы израильтян оказались в ловушке, из которой, казалось бы, не было выхода – перед ними лежало Чермное (Красное) море, позади мчались колесницы фараона. В этот момент вновь свершилось чудо — Господь развел воды моря и открыл путь по его дну Своему народу.

Народ прошел по морю «яко по суху» («как по суше»), а его преследователей море поглотило, поставив окончательную точку в этом вопросе – рабство осталось позади, вода смыла все прошлое.

Остались только воспоминания, которые еще долго будут преследовать израильтян.