Корзина пуста

Просфора – в переводе с греческого «приношение» – небольшой хлеб для совершения Литургии. На верху хлеба делают надпись на греческом языке: ИС-ХС; НИ-КА, что значит: «Иисус Христос побеждает».

Главное приношение православных христиан Богу это Божественная литургия. Просфоры используются для величайшего из Таинств Церкви – Евхаристии. Поэтому их выпекание издревле считается в Церкви делом особым, сродни иконописанию. Просфоры пекут с молитвой, пребывая в душевной и телесной чистоте. Просфоры делятся на служебные и поминальные. Первые имеют гораздо больший размер, нежели вторые. В Русской Православной Церкви служат на 5 просфорах. Это:

1. Агничная просфора. Во время проскомидии из нее вырезают кубическую центральную часть – Агнец, который и освящается на Литургии, становясь веществом Таинства. Оставшиеся после вырезания края просфоры нарезают мелкими кусочками и раздают верующим после службы. Это антидор. В переводе на русский язык это греческое слово означает «вместо дара»: он как бы в малой мере заменяет собой Причастие для тех, кто почему-либо не смог приступить к Таинству.

 2. Богородичная просфора. Из ее центра вынимается одна частица в честь Пресвятой Богородицы.

3. Девятичинная просфора. Из ее верхней части священник вынимает 9 частиц. Это совершается в память всех святых: Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, первомученика архидиакона Стефана и всех святых мучеников, преподобных, бессребреников, праведных Иоакима и Анны – родителей Богоматери, равноапостольных Кирилла и Мефодия Учителей словенских, равноапостольного князя Владимира и всех угодников Божиих. Вынимаются частицы и в память автора совершаемого чина литургии: святителя Иоанна Златоуста или Василия Великого.

4. Заздравная – из нее вынимают две частицы (в нижней части лицевой печати) о здравии живых.

5. Заупокойная просфора, из которой вынимают одну частицу (в нижней части лицевой печати) в память всех в вере скончавшихся православных христиан.

Из поминальных просфор вынимают частицы с молитвой о людях, попросивших ходатайства перед Богом. Эта просьба, как правило, осуществляется в виде поминальной записки, которую подают в свечной лавке при храме.

Распятие – изображение Распятого Иисуса Христа. Сегодня Христа изображают с преклоненной головой, умершего для Спасения мира. В древности на Кресте изображался живой Христос, в знак того, что Он Воскрес.

Самое большое Распятие в храме – так называемая Голгофа – поклонный крест. Традиционно около него расположен большой подсвечник - канун -для заупокойных молитв. Около Голгофы служат панихиду – заупокойную службу.

Священник – служитель Церкви Христовой. Священник совершает все таинства (кроме Таинства Священства) и требы для народа Божьего, окормляет, учит и поддерживает людей.

Священник или иерей –второй чин священной иерархии (выше чина диакона, но ниже чина епископа). Церковная иерархия имеет Божественное установление, а Таинство Священства пошло от Самого Иисуса Христа (Еф.4:11). Он поставил Апостолов, которые в последствии рукополагали священнослужителей для совершения Евхаристии, других таинств и богослужений, для управления церковными общинами.  «…Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2Тим.1:6).

Святая вода – вода над которой были прочитаны особые молитвы, чтобы Господь Бог Своей благодатью освятил ее. Эту воду можно пить во освящение души и тела. Можно ею кропить квартиры, дома, любые предметы.

Всю нашу жизнь рядом с нами святая вода – агиасма. Мы впервые окунаемся в нее в таинстве Крещения. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

Водоосвящение или водосвятие, бывает малое, совершаемое во всякое время на водосвятном молебне, и великое.

Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует». Великое водоосвящение совершается дважды в году – в самый день Богоявления (или Крещения Господня), а также накануне праздника Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник и в самый день праздника Богоявления освящение воды совершается одинаково. Важно знать, что купание в освящённых водоёмах (крещенские купания) является лишь благочестивой традицией, никакого очищения от грехов оно не несёт и не является заменой Таинству покаяния.

Семисвечник – светильник, на котором закреплены семь лампад. Повеление сделать для богослужения семисвечник дал Господь еще в Ветхом Завете: «И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник… И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его…» (Исх. 25–37). Так как семисвечник был не изобретением человеческим, а повелением Господа, то этот удивительный светильник перешел и в новозаветное богослужение. Семисвечник помещается за престол и зажигается во время всякого богослужения.

Семисвечник- один из ключевых предметов убранства алтаря православного храма.  Своей формой он напоминает дерево с поднятыми вверх ветвями. Это не случайно: Церковь в богослужебных и святоотеческих текстах нередко ассоциируется с цветущим и плодоносящим древом, жизненную силу которому дает Божественная благодать. Также семисвечник напоминает о видении апостола Иоанна Богослова, описанном в Апокалипсисе: «...и семь светильников огненных горели перед престолом (Божиим), которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4:5).